Была очень популярна русская тематика – выпускали подстаканники в виде бочонков, с изображениями русских троек, богатырей, с видами русских городов.
Русская тематика
Зимняя и летняя тройки
Лаковый подстаканник "Тройка", 1890 г.
Бочки и ушат
"Витязь" (варианты ручек)
"В лавке. Жанровая сцена". 1878 г.
В виде плетеных лукошек
"Пейте на здоровье!"
На темы русской литературы: "Чудо-Юдо", "Демон", "Голова из Руслана и Людмилы"
"Гусар", "Подарочный с вензелем ПК"
"Николай II", Русский подстаканник середины XIX века
Животные
"Лось отбивается от волков", "Охотничья собака"
"Лось", "Лиса и козел"
"Слон", "Черепаховый"
"Чайка", "Глухарь"
Растения
"Вьюнок", "Сказочный цветок"
На тему винограда; "Крыжовник", "Малина"
"Рог изобилия", "Фруктовое изобилие", "Маки"
"Чаша изобилия", "Изобилие"
"Колокольчик", "Васильки", "Цветочный"
"Пальма", "Тюльпан", "Роза"
Серебряные подстаканники в основном изготавливают в поселке Кубачи в Дагестане, который еще со Средневековья был известен мастерами, работающими по металлу. Украшают их традиционным орнаментом со строго регламентированными исламом элементами, нанося его на серебро методом глубокого чернения. Кубачинские подстаканники – это дорогие сувенирные изделия.
Кубачи
После революции 1917 года подстаканник, наряду с другими характерными реалиями «буржуазного» быта, был заклеймлен позором как «мещанская принадлежность», и производство его практически прекратилось, продолжаясь лишь в нэповских артелях и частных заказах.
Но – вот парадокс! Знаете, кто был в то время увлеченным коллекционером подстаканников? Владимир Ильич Ленин! Коллекцию свою он практически никому не показывал, да и дальнейшая ее судьба неизвестна – но коллекция была! Однако на картинах, изображающих Ленина, если и можно увидеть стакан с чаем, то обязательно без подстаканника – элемент буржуазного быта был не к лицу руководителю революционного государства.
Васильев. Ленин
Налбандян. Ленин в подполье
Единственно на картине Налбандяна «Ленин в подполье» подстаканник изображен – но ведь это еще как бы дореволюционный период в жизни вождя…
Однако в дальнейшем отношение к подстаканнику изменилось, и в середине-конце 1920-х годов он вновь стал широко внедряться в быт страны. Тому было несколько причин.
Во-первых, стеклянный стакан был гораздо дешевле фарфоровой и фаянсовой посуды, которая, к тому же, в руках советских вождей также смотрелась «пережитком прошлого». Но творцы революции желали пить чай с удобствами, не обжигая рук, значит – стакану нужна была защитная окантовка.
Еще одна причина заключалась в том, что в СССР постепенно сформировались стиль и атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, всевозможных контор, управлений, бюро и прочих совучреждений. Все более и более этот стиль становился военизированным, строгим, сформировывая постепенно так называемый сталинский ампир. Трибуны, графины, массивные столы с многочисленными телефонами (и с самым главным из них – прямой связи с Кремлем, с Самим! с Хозяином!), кожаные портфели, военные френчи, портупеи – в этот ряд прекрасно вписывается подстаканник. Ну не с фарфоровой же чашечкой в руке представляем мы какого-нибудь партийного или военного бонзу того времени!
Кроме того, совпартруководители очень быстро оценили безграничные возможности размещения наглядной агитации на подстаканниках. Советская символика, изящно оформленная, входила посредством подстаканников практически в каждый дом, и человек сталкивался с ней в быту ежедневно.
Идеологические подстаканники
"Красноармеец", "Звезда", "100-летие Ленина"
30, 50 и 60 лет Октября
"Герб и знамена", "Серп и молот", "Голубь мира", "ВСХВ"
Спасская башня, Стены Кремля
"Спутник", Космос"
"Запредельный", "Терешкова"
"Катер Ракета"
"Российский герб", "Отечество"
"60-летие Победы", "Воину-освободителю", "Орден Победы"
"250-летие Ленинграда", "300-летие Санкт-Петербурга", "850-летие Москвы"
Затем, именно в тот период после долгой разрухи возрождается и бурно развивается железнодорожное сообщение между различными районами огромной страны, начинается индустриализация, на новые места едут спецы с семьями, в вагонах попроще – рабочие на великие стройки, пассажиропоток резко возрастает. Возникает необходимость в обеспечении более-менее комфортного самочувствия пассажиров в зачастую многосуточном пути. Пить-есть надо, чайку попить – обязательно, а что может быть удобнее подстаканника для чаепития в качающемся вагоне! Он и устойчив, и защищает хрупкий стакан. И Министерство путей сообщения (МПС) стало самым крупным заказчиком подстаканников в стране; таковым оно остается и сейчас.
"Дорожный", "МПС"
Разумеется, ехавшим в «места не столь отдаленные» по приговору «тройки» в арестантских вагонах, было не до подстаканников – но это тема другая. Не будем сейчас о грустном…
Итак, подстаканник был «реабилитирован», и его производством занялись, наряду с Кольчугинским заводом, многие металоообрабатывающие предприятия – такие как Мельхиз, Мстера, Красносельская артель и другие; с серебром, кроме Кубачей, работала артель «Северная чернь», основанная в 1933 году.
(продолжение следует)